о проекте, которому пророчат стать больше чем Биткоин и Эфир вместе взятые. Я много месяцев копаю децентрализованный ИИ, и пора уже поговорить о конкретных протоколах. Один из таких — Bittensor. Расскажу как он работает, зачем нужен, как на этом бешено озолотиться * и почему это важно для человечества. * *
Bittensor решает проблему децентрализации интеллекта. Не видеокарт, не моделей, не сбора данных, а именно ускорения развития и снижение риска централизации цифрового интеллекта (intelligence).
Почему и зачем?
- Блокчейн это система программируемых наград (programmable incentives), но в случае биткоина это награждение впустую потраченной энергии (перебора nonce), а в случае Эфира это награждение экономического риска оператора ноды. Но это может быть куда более полезная и изощренная работа в области ML разработки.
- Инновации возможны благодаря конкуренции на рынке. Но это медленно: регуляция занимает годы, создание новых компаний многие месяцы. p2p экономика позволяет ускорить конкуренцию, валидацию идей. По сути, ускоряет капитализм. Ускорение ИИ = решение почти все остальных проблем человечества.
- Bittensor предлагает награду сравнимую с з/п OpenAI или потенциальной прибылью от стартапа для фаундеров, инженеров, исследователей, MLOps’ов, владельцев железа и операторов сервисов, но в форме ДАО. То есть, открыто для всех, никем жестко не ограничено, не иерархично.
- В отличии от остального open source, в ML производство софта очень дорогое (OpenAI тратит десятки миллионов $ на одну модель), поэтому в одиночку в гараже, как гугл, не создать. Для этого нужна сеть, которая агрегирует капитал (производя полезную работу в ИИ), распределяет капитал и привлекает самые лучшие умы в ML.
- Мы не хотим жить через несколько лет в мире, где есть 1.5 ИИ модели, которые контролируются корпорацией и/или гос-вом с решениями принятыми за закрытыми дверями и жесткой политической повесткой/цензурой.
- Централизованная регуляция ИИ не работает: регуляторы не понимают о чем они говорят, это слишком медленно, единый большой актор (гос-во) не в состоянии должным образом создавать условия для прогресса и самоорганизации рынка.
Как это работает?
Subnets. Биттензор позволяет моделировать свои собственные экономические механизмы, в которых награда идет за различные полезные для ускорения развития ИИ вещи: создание моделей, сбор данных, компьют, bandwidth, RLHF, файн-тьюнинг, генерация текста/картинок/голоса/видео, даже фундаментальный рисерч. Эти штуки называются subnets, их там 32. Создатель subnet получает 18% от всего, что эта сеть зарабатывает.
Валидаторы. У валидаторов есть две задачи: распределять награды между сабнетами (например, сегодня SN18, генерация синтетических данных, получает 10% эмиссии токенов, а SN16, генерация аудио, всего 3% что отражает общий спрос на эти функции с рынка) и проверять работу майнеров в каждом отдельном сабнете. Чтобы стать валидатором нужно застейкать (сдать в залог) токены, сегодня это около 20k TAO или $10M, но при этом валидатор это тот кто напрямую может продавать результаты работы сети.
Майнеры. Майнеры выполняют задачи сабнетов. Где-то это просто предоставить мощности в аренду, а где-то — делать постоянные улучшения, изобретать и тренировать новые модели.
Валидация. Проверка работы майнера специфична для сабнета. В случае хранения данных достаточно просто рандомно запросить у майнера часть хранящейся информации. В случае генерации картинки пингвина, скрейпинга данных или анализа снимков КТ на предмет опухолей проверка производится по куда более сложным бенчмаркам, которые создатель сабнета закладывает для валидаторов. Например, валидатор может прислать майнеру задачу, на которую он заранее знает правильный ответ, и на основе этого выставить оценку.
Ты нашел себе новую польку на этот цикл?
Пока только повод присмотреться.
Охренеть как шиткам капу надули :)
Обсуждают сегодня