на счетах? Считаю чужие деньги!
Сегодня весь день думаю про фразу Павла Дурова из его вчерашнего интервью про то, что у него на счетах «уже десять лет лежат несколько сотен миллионов долларов». То есть получается как минимум $200 млн, раз речь идет про «несколько сотен». Ну, если что на старость останутся, можно только порадоваться. Но думаю я про них по другому поводу. А за счет чего все эти годы жил Telegram? Ведь до 2018 года проект существовал только за счет денег Дурова. И я решил устроить фактчек!
Для начала я решил прикинуть по открытым источникам, сколько кэша может быть у Дурова. Журнал Forbes оценивает его состояние в $15,5 млрд. Но по факту оно складывается из оценки Telegram — то есть в этой части состояние только на бумаге. Но есть и реальный кэш. Во-первых, это деньги от продажи 12% во «ВКонтакте» (она же VK). Сумма не раскрывалась, но тот же журнал Forbes, когда описывал состояние Дурова, оценивал эту сделку в $400 млн. Пусть так и будет.
Еще мне удалось найти, что Дуров в 2017-м году прикупил 2000 биткоинов, когда они стоили по $750. Надо сказать, что он неплохо поднял денег на этом, ведь сейчас один биткоин стоит более $60 000. Давайте представим идеальный сценарий, что он не продал ни одного биткоина. Тогда сейчас они стоят около $122 млн. Других активов у Дурова я найти не смог. То есть получается, что по открытым данным у него $522 млн кэшем. Запомните эту сумму.
Как известно, Telegram никогда не привлекал инвестиции. А первые сторонние деньги проект получил только в начале 2018-го года. И то не совсем Telegram получил. Напомню, как было дело. Дуров собрал за несколько раундов $1,7 млрд на свою блокчейн-платформу Ton и криптовалюту Gram, но из-за претензий SEC от них пришлось отказаться. Инвесторам из США деньги вернули сразу, а еще тем, кто согласился получить их с дисконтом. Другим же пообещали вернуть позже, а потом уже пошла история с облигациями. В общем, то, что не вернули сразу, пошло на Telegram.
То есть будем считать, что с момента основания в 2013-м до начала 2018-го Telegram жил на деньги Дурова. А потом уже пошли деньги инвесторов. Теперь нужно оценить, сколько тратили в эти года. В 2022-м Дуров говорил, что если 2,5-3% пользователей купят подписку, то Telegram отобьет расходы. И тогда подсчитывали, что Telegram тратит в год около $540 млн при 700 млн пользователей. То есть $0,77 на пользователя. Но есть и более ранние суммы. На допросе в SEC Дуров говорил, что траты в 2019-м были $190 млн при 300 млн пользователей. То есть около $0,63 на пользователя.
Давайте возьмем более ранние траты, потому что они ближе к нашему периоду. Я взял доступные данные о пользователях в те года и подсчитал:
2014 год — $31,5 млн
2015 год — $37,8 млн
2016 год — $63 млн
2017 год — $113 млн
Итого: $245 млн
А теперь самое интересное — сколько могло остаться у Дурова на счетах. Помните, я просил вас запомнить сумму $522 млн? Так вот получается, что у Дурова на счетах может лежать… барабанная дробь…
👉 $207 млн (поправил с учетом апдейта)
Тут важно отметить, что в подсчетах очень много неизвестного и оценочного, поэтому они очень грубые. Пожалуйста, помните об этом. Но интересно, конечно, насколько они близки к правде.
Update1: Я накосячил, простите. В июле 2023-го Дуров заявил, что прикупил облигаций Telegram на $70 млн. То есть на счетах $207 млн.
Update2: Если использовать такую логику с тратами на одного пользователя, то за 2019-2023 расходы Telegram составили около $2,1 млрд. Совсем недавно (в марте) Дуров рассказал об очередном выпуске облигаций. Суммарно их продали на $2,3 млрд. Конечно, появилась реклама и подписки, но денег от облигаций на 2024 год осталось не так много (по моим подсчетам).
@TheEdinorogBlog — тот самый канал про стартапы🦄
_______
Источник | #Theedinorogblog
вполне может объяснять увеличение активности и достаточно истеричные попытки монетизировать все, что под руку подвернется
Считать деньги Дурова это как пытаться оценить честность и запасы прапорщика
Обсуждают сегодня